23 апреля 2023Сериалы
Обновлено 23.04.2023

Рецензия на сериал «Мандалорец» – каким получился третий сезон?

Кадр из сериала «Мандалорец» // Источник: Disney+
Кадр из сериала «Мандалорец» // Источник: Disney+

Третий сезон сериала «Мандалорец» (The Mandalorian) стартовал 1 марта и слегка пошатнул надежду на зрелищное продолжение путешествия Дина Джарина (Педро Паскаль) и Грогу – впечатлениями об экспозиции сериала мы делились в обзорной статье. Но по мере развития плотность серий увеличивалась, сезон насытился интригой и удачными сюжетными поворотами. Редактор «Канобу» Карина Назарова рассказывает, каким получился сезон, и удалось ли шоураннерам разогнаться, невзирая на скучный старт.

Осторожно! Впереди спойлеры!

Главная сюжетная линия: прохождение жизненного цикла и принятие судьбы

Рецензия на сериал «Мандалорец» – каким получился третий сезон? - фото 1

Второй сезон завершился прощанием Дина Джарина (Педро Паскаль) и Грогу, но герои встретились вновь в сериале «Книга Бобы Фетта» (The Book of Boba Fett), и теперь оба отправляются на важную миссию. Дин планирует вернуться в ортодоксальный клан мандалорцев – «Дети Дозора», пройдя обряд крещения, окунувшись в живые воды заброшенной, истощённой и разрушенной планеты Мандалор, которая отныне стала территорией монстров и чудовищ.

Напомним, что Дин Джарин рос на луне Конкордия и потерял родителей во время Гражданской войны, после чего был принят Детьми Дозора в качестве «найдёныша». Мандалорцы воспитывают найдёнышей по своим обычаям, показывая им искусство и религию своего народа, тесно связанных с воинским ремеслом. Уже долгое время «Мандо» и сам является опекуном для дитя без семьи — Грогу, а это значит, что жизненный цикл пройден, арка почти завершена. Это уместно подсвечено в первой сцене сезона: на берегах планеты Калевалу, где находится убежище племени Детей Дозора, герои застают обряд посвящения найдёныша в путь мандалорцев. К финалу этот лейтмотив культурной идентичности, общности и родства начнёт звучать очень красивыми обертонами, когда Дин сам создаст своё маленькое мандалорское племя – клан Грязерога.

Рецензия на сериал «Мандалорец» – каким получился третий сезон? - фото 2

Основной сюжет сезона посвящён объединению мандалорцев, которые после захвата Мандалора разбрелись по уголкам Галактики. Империя пала, цветёт Новая Республика, настало время вернуться в родные земли и отвоевать отчуждённую планету. Лидером объединения становится мандалорская принцесса Бо-Катан Крайз (Кэти Сакхофф). Бо-Катан придерживается более светской позиции и не соответствует идеалам фанатичного религиозного культа. Но по ходу сюжета второго эпизода ей приходится самой окунуться в священные воды ради спасения Джарина, идущего ко дну. Там же, в стенах мандолорской пещеры, Бо-Катан получает право обладания Тёмным мечом – символом власти на планете. К такой чести Крайз шла долгие годы, пока Дин Джарин не разрушил её мечту, отняв Тёмный меч в схватке с антагонистом Гидеоном (Джанкарло Эспозито) во втором сезоне.

Противоречия героев быстро разрешаются, Бо-Катан соглашается примкнуть к мандалорцам, герои прилетают на Калевалу к подножию убежища Детей Дозора. По ходу разворачивания событий мандалорская Оружейница вверяет Бо-Катан сакральную миссию по объединению мандалорцев и их возвращению на родную планету.

Бо-Катан vs Дин Джарин: оправданная смена фокуса в повествовании

Рецензия на сериал «Мандалорец» – каким получился третий сезон? - фото 3

Первые два сезона «Мандалорца» представляли собой серию отдельных, завершённых историй о приключениях и путешествиях Дина Джарина и Грогу. Вместе с новыми героями саги новое поколение зрителей «Звездных войн» узнавали правила существования этой вымышленной вселенной, а знакомые с каноном восхищались возможностью увидеть неизведанные локации, встретить иных существ и услышать их истории в ностальгически приятной обёртке вестернизированного визуала «Звёздных войн» и соответствующего саундтрека.

Подход к погружению в третьем сезоне изменился – история перенасытилась лором, стала более герметичной; все серии, за исключением одного, выстроились в единый цельный нарратив; а вместо странствий одинокого героя случился масштабный политический марш целого народа.

Рецензия на сериал «Мандалорец» – каким получился третий сезон? - фото 4

К середине сезона центральная роль Дина Джарина трансформируется в мерцание на втором плане, символично, что и сам Педро Паскаль только озвучивал своего персонажа, пока в шлеме и бескарском обмундировании позировал другой актёр. Но это трудно назвать серьёзным недостатком. Вместо того, чтобы вновь использовать прокатанный дважды повествовательный трюк, Джон Фавро, сценарист и шоураннер шоу, смело вышел на более драматургически сложный политический уровень – он сделал народ мандалора главным героем сезона и предоставили этому разобщённому множеству общую цель – обретение единого дома, пространства и земли.

Сценарная роль Дина Джарина, на первый взгляд, стала очень утилитарной – он не то рычаг, запускающий объединительное движение, не то сказочный персонаж-даритель, который предоставляет главному действующему лицу, Бо-Катан, необходимый ресурс для хэппи-энда.

Но при всём при этом Дин совсем не вышел из канвы сюжета, напротив, он всё ещё его главный персонаж, сохраняющий все свойские ему качества и привилегии. Он тот же неразговорчивый отшельник, только теперь с отцовским инстинктом и родительскими амбициями. Он по-прежнему охотник за головами, исполняющий разного рода задания, но на этот раз, он сам себе заказчик, решивший преодолеть изгнание, обрести дом и семью — вполне заслуженная награда за годы скитаний.

Рецензия на сериал «Мандалорец» – каким получился третий сезон? - фото 5

Фокус сериала, безусловно, сместился к фигуре новой правительницы Мандалора Бо-Катан Крайз. Но не стоит забывать, что Дин Джарин изначально не годился на роль лидера. Привыкший к уединению в галактическом пространстве, он не мечтал о власти или даже о возвращении мандалорцам их родной планеты. Внезапные изменения в герое породила встреча с Грогу, который на протяжении двух сезонов подначивал его принять ответственность не только за себя, но и за других.

Именно малыш привёл Джарина к осознанию своей принадлежности к сообществу и масштаба своей роли в истории Галактики. А Бо-Катан в прошлом была вынуждена отказаться от планов на престол Мандолора, но судьба вновь подвела её к единственно возможному пути. Поэтому внезапные смещения внутри сценария и трансформации видятся вполне разумными и даже правильными.

Политические войны: Новая Республика, Мандалор и Плазир-15

Рецензия на сериал «Мандалорец» – каким получился третий сезон? - фото 6

Джон Фавро и сценарист третьего эпизода Ноа Клур постарались развенчать культ нового политического режима, указыв на его пугающие недостатки. Корусант. На руинах Империи восходит новый режим, который облачается в те же латы тоталитаризма. Поначалу всё вполне чинно – учёные, военные и приспешники Империи проходят ново-республиканскую программу амнистии и получают важную роль внутри новой политической системы. Доктор Пенн Першинг (Омид Абтахи), раскаявшийся за свои преступные разработки по клонированию, обретает новую цель – обслуживать благие научные интересы Республики. В той же ситуации оказалась его давняя знакомая по имперскому цеху – Элия Кейн (Кэти О’Брайан), которая всё ещё хранит верность Гидеону.

Эта серия-филлер выполняет многозначную функцию в контексте сериала, да и всей франшизы. Она разоблачает неолиберальную Новую Республику, обнажая её чудовищность. Неугодным пересобирают сознание, государство под видом добродетели использует цифровой террор, а практики исключения (в тюрьмах или психиатрических учреждениях) заменяет на реструктуризацию психики с помощью хирургических кушеток насильственной психотерапии.

Рецензия на сериал «Мандалорец» – каким получился третий сезон? - фото 7

В шестой серии сезона показывают противоположную картину такого же технологизированного мира в образе бывшей имперской колонии — райского оазиса Плазир-15. Планета прошла демилитаризацию, всех «злых» дроидов перепрограммировали, но в системе произошёл сбой, дроиды начали выходить из мирного строя. Бо-Катан, Дину, Грогу и специалисту техотдела в исполнении Кристофера Ллойда («Назад в будущее») необходимо найти виновника. Взамен на их помощь бывший имперец и руководитель Плазира-15 Бомбардье (Джек Блэк), прошедший реабилитацию, и его жена Герцогиня (Лиззо), продолжательница древнего рода планеты, направят прошение в Республику о легитимации нового правительства Мандалора.

Очевидно, что на данный момент главная задача сценаристов Lucasfilm как можно сильнее нагнетать политический кризис в Галактике перед броском в новые сюжеты. И Мандалор прекрасно вписывается в этот политизированный сеттинг, а сам сериал становится необходимым буфером между вышедшими проектами и новыми.

Пока Мандалор стоит где-то между утопичным раем Плазира-15 и дистопичным Корусантом, но обладает очень важным преимуществом – Мандалор будет отстроен с нуля теми, кто никогда не принадлежал Империи.

Вердикт: 7 из 10, сериал не сдал позиций

Рецензия на сериал «Мандалорец» – каким получился третий сезон? - фото 8

Третий сезон получился более политичным – что не всем придётся по вкусу. В центре вселенной Star Wars всегда велась политическая игра, «Мандалорцу» просто слишком долго удавалось от неё ускользать на корабле N-1 Starfighter. Поэтому проект и полюбился многим поклонникам вселенной, став отдушиной от постоянных интриг. Но времена меняются, даже предельно коммерческий, диснеевский, семейный сериал уже не готов представлять зрителю совсем наивное и бесхитростное убежище.

Аберрации в динамике повествования и соотношении героев на экране только обогатили проект драматизмом, подвели к напряжённой кульминации в финальном эпизоде и позволили завершить важные сюжетные арки. Мофф Гидеон повержен, но отряды Империи всё ещё ждут часа следующего наступления. Бо-Катан смогла стать предводительницей мандалорцев, исполнить заветную мечту её семьи — объединить раздробленный противоречиями народ и привести их к миру. Грогу заметно вырос из персонажа comic-relief, став неотъемлемой частью сюжета и всех важных событий. А Дин Джирин заземлился, обрёл свой путь, вместе с ним и шоу обрело более зрелый характер.

Рецензия на сериал «Мандалорец» – каким получился третий сезон? - фото 9

Продолжение сериала дотянулось до необходимой ему глубины. Каждое столкновение героев с пиратами, монстрами, противниками и осколками Империи выполнено с громогласным размахом. Событийно крутые и опасные ступени своей истории мандалорцы преодолевают через боль и потери, но ради великой цели, требующей решимости. Сезон не обвинить в блёклости, скудности, в непрофессионализме сценария. Стилистически и визуально проект продолжает показывать высокий уровень, и точно запомнится благодаря новому пронзительному визуальному и содержательному лейтмотиву – родство, семейность и общность стали прочной нитью, объединившей весь сезон одной сильной ценностной идеей.

Выбранная шоураннером и сценаристами нарративная стратегия сблизила сериал с его важным предшественником – «Звёздные войны: Войны клонов» (Star Wars: The Clone Wars), в котором история Мандалора является одной из основных сюжетных линий. И это то, что нужно самой франшизе. У Star Wars в разработке находится полнометражный фильм, в котором встретятся все герои второго поколения «Звёздных войн» и мандалорской арки: Асока, Дин Джарин, Грогу и Бо-Катан.

Рецензия на сериал «Мандалорец» – каким получился третий сезон? - фото 10

Парочка пасхалок:

  • Во время исполнения Приказа 66, Грогу был спасён джедаем Келлераном Беком, которого исполнил Ахмед Бест – актёр, озвучивший Джа Джа Бинкса;
  • Бо-Катан упомянула своего отца – Адоная Крайза, бывшего герцога Мандалора, погибшего во время очередной гражданской войны. Адоная сменила его дочь – пацифистка Сатин Крайз, которая надеялась реформировать мандалорскую культуру, но привела народ планеты к новому расколу. Сатин Крайз пала от Тёмного меча, её убил Дарт Мол.
  • В финальной серии можно увидеть Преторианских гвардейцев – служителей моффа Гидеона, облачённых в красное, которые станут оппонентами Рей и Кайло Рену в «Последних джедаях».
  • Мофф Гидеон, находясь в тени, продолжал испытывать технологию клонирования, создав несколько копий самого себя. Сезон сделал мотивы Гидеона более ясными: герой планировал объединить технологии мандалорцев, силу штурмовиков, и, скорее всего, использовать силу Грогу, чтобы стать могущественным и непобедимым. Через его фигуру повествование объясняет причины консерватизма имперцев их тяги к повторению за злодеями-предшественниками – что является камнем преткновения в новых сиквелах Star Wars о Рей и Кайло Рене.
  • Дин и Грогу, прилетев на Мандалор, оказываются на руинах бывшей столицы планеты – Сандури. А «живая вода» находится в подземных бескарских шахтах под городом.
  • В «Книге Бобы Фетта» оружейник пророчески рассказывает Дину о древней легенде, в которой предсказывалось восстание мифозавра, которое приведёт к новой эре Мандалора. В итоге Бо-Катан обнаруживает древнее существо живым в озёре бескарской шахты, что доказывает её мессианское предназначение, как новой предводительницы Мандалора.
  • Грузный мандалорец из Детей Дозора, который скептически настроен по поводу появления Бо-Катан — Паза Визсла является потомком легендарного джедая Тарре Визсла, который создал Тёмный меч и основал Дозор Смерти. Бо-Катан была союзницей клана, до захвата Дозора Смерти Дартом Молом.
Комментарии 7
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
kristinabreneva
kristinabreneva
по всем стандартам, чем дальше снимает, тем бредовее сюжет
sem_2306
sem_2306
один из любимых сериалов за последнее время